На правильном пути

На правильном пути: реставрация железнодорожного вокзала King Street Station в Сиэтле. Трёхэтажное здание вокзала площадью 62 400 кв. футов (около 5 800 м2) и примыкающая к нему 74-метровая башня с часами, занимающая площадь ещё в 6 400 кв. футов (около 600 м2) занимают особенное место в сердцах жителей Сиэтла. Возведённое в 1906 году и относящееся к стилю, иногда называемому «железнодорожным итальянизированным», здание вокзала было спроектировано фирмой Reed and Stem, которая работала совместно с Warren and Wetmore над Центральным вокзалом в Нью-Йорке. Кирпичное строение с гранитным фундаментом легко узнаваемо благодаря своей башне, сконструированной по образцу кампанилы Святого Марка в Венеции.



Подобно многим другим историческим постройкам, железнодорожный вокзал King Street Station пострадал от так называемой «модернизации», массово проводившейся в середине 60-х годов. Весь пышно украшенный декоративный гипс был содран со стен зала ожидания прямо до уровня потолка, опущенного на 10 футов (около 3 метров) относительно своего изначального положения. Новый потолок скрыл оригинальную балконную галерею и аркаду второго уровня, испортил, пробив в нём отверстия, украшенный лепниной потолок. Эта перестройка также лишила вокзал его старинного освещения, уменьшила главную лестницу, соединяющую уровни King Street и Jackson Street, и ввела в строй эскалатор, ведущий на улицу. «Это один из трёх центральных пересадочных узлов Сиэтла», - говорит Тревина Вонг (Trevina Wang) из Департамента транспорта г. Сиэтл, ответственная за вокзал King Street Station. – «Задача по реконструкции вокзала была непростой, поскольку он числится в Национальном реестре памятников старины США и является также зданием исторического значения на уровне города и всего штата. Таким образом, любое изменение должно быть рассмотрено на федеральном и местном уровнях. Нашей целью было сохранить как можно больше исторических деталей и по мере возможностей внедрить энергоэффективные технологии, не потеряв при этом черты старинного здания. Некоторые высокотехнологичные элементы были скрыты за историческим фасадом». Сложность заключалась в том, чтобы на протяжении всего времени проведения реставрационных работ позволить железнодорожному вокзалу полноценно функционировать, принимая и отправляя пассажиров. «Это работающая станция», - говорит Вонг. – «Она открыта с мая 1906 года, и мы её не закрывали на время проведения работ».



Первая фаза реконструкции, завершённая в 2009 году, как раз коснулась крыши и часов башни. На кровле была установлена новая зелёная глазурованная черепица 18 3/8’’ Spanish Tile, произведённая компанией Ludowici, которая поставила самые первые черепицы для этого здания в начале XX в. Прозрачная черепица на пирамидальной верхушке башни в своём изначальном варианте была поставлена Ludowici. «Оригинальная 100-летняя стеклянная черепица содержит марганец, поэтому она приобретает малиновый цвет, окисляясь», - рассказывает Тим Уильямс, менеджер проектов из ZGF Architects. – «Точную копию такой прослужившей сто лет стеклянной черепицы не удавалось отыскать, больше не было нигде и нужной нам формы. И вот, когда городские власти раздумывали над возможным решением этого вопроса, кто-то обратился к Ludowici, которые и сообщили, что на их складе имеется большой запас старой стеклянной черепицы. Таким образом Сиэтл смог приобрести эти черепицы у того же самого производителя, что и сто лет тому назад. По стечению обстоятельств, вновь купленная черепица также была произведена столетие назад и успела подвергнуться окислению, приобретя такой же цвет, что и черепица на башне. «Новинки» были установлены на крыше часовой башни, так что вокзал смог обрести практически идеально подходящее кровельное покрытие. Отреставрированный железнодорожный вокзал King Street Station расположен рядом с существующей линией монорельса, поблизости также запланировано открытие трамвайной линии. Кроме того, застройщики собираются создать в прилегающей местности 900 помещений – как жилого, так и многофункционального назначения. «Реконструкция станции стала для окрестных районов чем-то вроде катализатора, давшего застройщикам уверенность в том, что подобная область инвестирования весьма успешна», - говорит Уильямс. Развитие местности, окружающей вокзал, в настоящее время объявлено крупнейшей точкой роста на всём западном побережье США, которая основана на использовании транзитного потенциала».



«Это типичный пример того, что зачастую происходит с историческими зданиями», - объясняет Ди Нола, - «В 60-70-е гг. разрушалась эстетика, историческая канва. Наше восприятие таких направленных на повышение энергоэффективности перестроек претерпело значительные изменения». Он отмечает, что старинные здания подходят для достижения высоких показателей LEED, потому как они были изначально сконструированы таким образом, чтобы сохранять энергию, используя в максимальной степени освещение естественным светом и будучи относительно автономными от коммунальных систем. «Если вы взглянете на какую-либо старую фотографию, то обратите внимание на то, что в здании не включен свет». «Вокзал King Street Station также получил баллы LEED за свое расположение в густонаселённом городском районе и, что очевидно, за близость к другим видам общественного транспорта», - добавляет Ди Нола. «Десять лет назад здесь стояло обшарпанное, ветхое строение», - рассказывает Уильямс. – «Теперь здесь снова грандиозное здание», - заключает он. Люди, приезжающие в Сиэтл, могут ощутить то же чувство, что и много лет назад. А отметка о сертификации LEED Platinum делает свой дополнительный вклад в репутацию города как одного из самых «зелёных» в США.